Урок русского языка в 6 классе по теме
«Текст.Средства связи предложений в тексте.
Описательный оборот».
Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
познакомить учащихся с описательным оборотом;
формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;
совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.
Форма урока: лекционный урок в технологии ИОСО.
Вид лекции: интегрированная (Обобщающая и проблемная).
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре.
6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Ход урока.
- Психологический настрой.
Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)
2.Мини-лекция.
Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст». Давайте по
этимологическому словарю определим его первоначальное значение.
Ученик работает со словарем и отвечает, что первоначальное значение слова «текст»- «ткань, сплетение».
Поясняю, демонстрируя два кусочка ткани.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
Давайте вспомним признаки любого текста.
Ребята отвечают.
На доске появляется кластер «Признаки текста» ( см. приложение)
Работа с деформированным текстом.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.
Над соседним лесом показался краешек солнца.
Луг весь засверкал, заискрился.
Запись текста в тетради. Докажите, что перед вами текст.
-Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.
- Почему?
- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их.
По опорной записи (по презентации) два ученика строят связный ответ «Средства связи предложений в тексте». Ребята задают вопросы.
Работа в парах
Ребята работают с карточками и устанавливают способ связи, средства связи. (См.Приложение)
Описательный оборот
На мультимедийном проекторе высвечиваются два текста.(см.Приложение)
-Ребята, чем отличаются эти тексты?
Ученики наглядно видят, как преображается текст с описательным оборотом, легко находят его.
Потом приводят свои описательные обороты к иллюстрациям на слайде и составляют к ним небольшие тексты.
Самостоятельная работа с учебником. Упражнение 620.
Вывод.
- Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
- Назовите признаки текста.
- Какие способы связи знаете?
Домашнее задание.
Выпишите из художественной литературы отрывок, укажите в нем все признаки текста, определите способы связи. |