Открытый урок по русскому языку в 8-м классе. Давлетова Алла Александровна
учитель русского языка и литературы
Аниховской СОШ
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Цели урока: активизировать ранее усвоенные знания учащихся о
второстепенных членах предложения; расширить понятие об
определении: согласованные и несогласованные определения.
Тип урока: объяснение нового материала.
Технология урока: технология критического мышления.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью. Сделаем мы это, вспомнив все, что мы изучали раньше второстепенных членах предложения.
II. Подготовка к объяснению нового материала.
Старые дубы сбросили жухлую листву, обнажив корявые сучья, раскидали желуди на загрубелую землю.
Задание: - разобрать по членам предложения.
- какие второстепенные предложения встретились вам, что вы о них
знаете?
(составление кластера; ключевое слово – второстепенные члены пр-я)
III. Объяснение нового материала.
- А теперь, ребята, посмотрите на монитор.
1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)
2) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной. (И.Бунин)
3) Скучная картина!
Тучи без конца… (А.Плещеев)
- послушайте внимательно предложения;
- как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние
картины так, как их показали поэты?
- какими средствами художественной выразительности представлены эти
слова?
- что такое эпитет?
-а сейчас давайте посмотрим, каким членом предложения являются данные слова?
Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении..
2) - откройте параграф 13 на стр.81
- работая с параграфом, ребята, вы будете заполнять таблицу, которая лежит перед вами. Это поможет вам сосредоточить внимание на самых главных и трудных вопросах.
«V» - знал(а) |
«+» - новое |
«-» - вызывает
сомнение |
Это второстепенный член предложения
|
Бывают согласованные и несогласованные
определения
|
|
3) – так что нового вы узнали об определении?.
(составление кластера; ключевое слово - определение)
- наша с вами задача повторить определение как член предложения.
- из 2 и 3 текста выпишите все возможные словосочетания, в состав которых входит определение.
Лес лиловый, золотой, багряный; тучи без конца
терем расписной; веселой пестрою стеной;
над солнечной поляной; скучная картина.
- проверьте, все ли словосочетания вы выписали.
- определите вид подчинительной связи.
- докажите это.
Согласованные определения несогласованное определение
Теперь давайте попробуем составить словосочетания, в состав которых входят согласованные и несогласованные определения.
4) - Работа с картинами.
Тоненькие березки тени берез
Прозрачное небо березы в золоте
Холодная река середина осени
Осенний лес
Голые деревья небо в тучах
Поздняя осень Деревья без листьев
Грязный проселок Отражение зари
Вывод: какие определения называются согласованными – несогласованными.
5) творческая работа.
- составление синквейнов на тему «Осень»
Д/з: выуч., что такое согласован. И несогласованные определения.
Упр.84 |