Лысунец Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы первой категории АСОШ № 1.
в Каталоге файлов вы можете загрузить презентацию Лысунец О.В. о методике проведения урока
Конспект урока литературы в 9 классе
«Можно», «надо», «нельзя»
( по образовательной технологии «кейс – метод»).
Тип урока – развивающий.
« Многие беды имеют своими корнями как раз то,
что человека с детства не учат управлять своими
желаниями, не учат правильно относиться к
понятиям: «можно», «надо», «нельзя».
В.Сухомлинский.
- Ребята, сегодня мы проводим необычный урок по литературе. Он называется «Можно, надо, нельзя». Исходя из эпиграфа и названия урока, давайте сформулируем цели на сегодняшнее занятие.
Цели урока:1. Поговорить о ценностях семейного воспитания, о взаимоотношениях родителей и подростков.
2.Учиться выстраивать свои отношения со взрослыми на основе обоюдного понимания и уважения, в том числе и посредством художественных произведений.
Оборудование: компьютер, проектор, семейные фотографии, рисунки.
Запишите домашнее задание:
написать сочинение - письмо родителям, в котором вы расскажете им о своих успехах, достижениях, тайнах, о взаимоотношениях с одноклассниками.
- Неделю назад я каждой группе раздала сформированные кейсы. За два дня до сегодняшнего урока я собрала их на проверку. Теперь я снова возвращаю вам ваши кейсы, одобряя проделанную вами работу
.
-Наш урок посвящен воспитанию, взаимоотношению между взрослыми и детьми, родителями и подростками.
Итак, что же такое воспитание?
Задание 1.От каждой группы выступают по одному человеку с толкованием этого слова в разных источниках-словарях.
(Воспитание – навыки поведения, принятые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни – из словаря С.И.Ожегова.)
2.- На столах, в кейсах, у вас родительские наказы. Вам нужно будет соотнести их с литературными произведениями, из которых они взяты
Идет презентация « Жизнь есть воспитание». (5слайдов – по очереди)
-Назовите литературное произведение, его автора и проанализируйте смысл родительского наставления.
3.Предыдущие наставления были взяты из художественных произведений. Давайте теперь обратимся к одному из документов, в соответствии с которым надлежало в обязательном порядке жить в каждой семье. Я говорю о Домострое. Домострой – свод житейских правил и наставлений, памятник русской литературы 16 века. Отражает принципы патриархального быта, известен предписанием строгости домашнего уклада. Составлен при участии священника Сильвестра. Если данные правила не соблюдались в той или иной семье, то виновные наказывались надлежащим образом.
- Выпишите из документа, что, на ваш взгляд, самое важное в этом тексте? Докажите. Убедите в одноклассников в соей правоте. (На интерактивной доске выведен текст).
4.У вас было задание: подобрать четверостишья из художественных произведений о назидании взрослых детишкам, подросткам. Пожалуйста, расскажите об этом. (От каждой группы зачитываются примеры).
Называются произведения, автор и идет комментарий учениками.
-Какое из приведенных высказываний вам показалось наиболее убедительным и почему? - высказываются от групп.
5. Проведем анкету «Хороший ли я сын, дочь?» (Поставьте + или -)
1. К советам родителей я прислушиваюсь, но не всегда их придерживаюсь.
2.Охотно помогаю старшим и младшим братьям и сёстрам, взрослым.
3. Умею отвечать за свои поступки.
4. Я самостоятельный человек.
5. У меня активная жизненная позиция.
6.Люблю своих родителей и дорожу ими не на словах, а на деле.
7. В любой ситуации говорю родителям правду.
8. Имею в доме обязанности .ответственно и с удовольствием их выполняю.
9. Знаю материальные возможности своей семьи и их придерживаюсь.
10. Имею вредные привычки.
(-Ребята, если у вас в анкете есть хотя бы один минус, значит, вам стоит над чем задуматься после этого урока).
6.В современной педагогике известны несколько систем воспитания детей, к числу которых можно отнести следующие. (Называются).
Авторитарная система воспитания. Что это такое? - отвечает 1 группа.
Попустительская система - работает другая группа.
Демократическая система воспитания. Отвечает третья группа учеников.
А какой стиль, с вашей точки зрения, должен доминировать. Почему?
А теперь мы узнаем, что думают по этому поводу ваши родители. Проанализировав анкеты, обнаружила, что 82% ваших родителей придерживаются демократической системы воспитания, 12% -авторитарной, 6% - попустительской системы.
Как видим, мнения ваши и ваших родителей совпадают (или разнятся).
7. Зачитывается проблемная ситуация (кейс)
- Какие правила нарушили мама и Валя?
- Какой системы воспитания придерживается мама Вали?
(Обсуждение кейса).
8.Допишите, пожалуйста, предложения ( тексты записаны на доске).
1.Семья для меня –
2.Родительский дом –
3. Дети должны ________ родителей, а родители_______ своих детей.
4.В моей семье надо_____, нельзя_____, можно______.
9.Домашнее задание.
Написать сочинение - письмо родителям, в котором вы расскажете им о своих успехах, достижениях, тайнах, о взаимоотношениях с одноклассниками.
9.Итоги урока.
Заканчивается наш урок. Я благодарю всех за хорошую работу.
Оценки.
Конечно, можно много и долго говорить об искусстве воспитания: как воспитывать, кнутом или пряником , что можно позволять детям, а что нельзя и вообще, с какого возраста начинать воспитывать ребенка…Мнений по такому важному процессу как воспитание множество. Я же напоследок хочу вам привести притчу.
Однажды к тибетскому мудрецу Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила: «Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости, что важнее?»
«Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. Если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья – лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов
Составить синквейны ( воспитание, родители, дом, любовь, подросток…)
1.Воспитание. Родители.
2.Трудное, правильное. Строгие, справедливые.
3.Хвалить, ругать, поддерживают. Поддерживают, ругают, любят.
4.Воспитать достойного человека. Родители – самые близкие люди.
5.Мудрость. Любовь. |