На современном этапе развития дошкольного образования воспитатель получил возможность выбирать программу, методические комплекты, рабочие тетради, по которым он может обучать и воспитывать детей. В МДОУ № 5 "Дюймовочка" п. Адамовка Оренбургской области педагоги уже 13 лет отдают предпочтение программе "Развитие" под. ред Л.А.Венгера. Большое внимание в программе уделено развитию собственно познавательной деятельности ребенка и его творческих способностей. Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий). Развивающие занятия активизируют сотрудничество детей друг с другом. Занятия построены таким образом, что предусматривают взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий). И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие воспитателя с детьми носят характер диалога и активного сотрудничества.
Все наглядные пособия, раздаточный и демонстрационный материалы воспитатели, конечно же, готовили своими руками. Существовавшие в продаже рабочие тетради не совсем соответствовали целям программы "Развитие".
В помощь воспитателю выпустили УМК "Ступеньки детства". Это тетради по подготовке детей к чтению и письму "Готовимся к школе" (автор – Ольга Ивановна Бадулина), по математике "Готовимся к школе" (автор Наталья Борисовна Истомина), серия книг "Вместе со сказкой"(окружающий мир, автор Ольга Тихоновна Поглазова), пособие "Мастерим, размышляем, растем"( конструирование, автор Конышева Н.М.)
Авторы комплекта "Ступеньки детства" реализовали в системе знаний:
· целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
· приоритет самостоятельной деятельности детей в усвоении содержания;
активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения,
выбора, преобразования и конструирования.
Познакомившись с рабочими тетрадями, мы решили применить их в своей работе. Выбор сделан в пользу именно этого учебно – методического комплекта еще и потому, что работа по этим тетрадям является первоначальной ступенью к программе "Гармония", по которой обучаются дети в начальной школе. И результат оправдал наши ожидания.
В этих тетрадях нашли отражение не только современные методы и средства обучения, организационные формы учебной деятельности детей, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как детям, так и воспитателю. Система заданий представленных в тетрадях способствуют реализации мышления дошкольников и усвоения знаний, умений, навыков. Бесспорным достоинством данных тетрадей являются задания развивающего характера. Задания вида: продолжи логический ряд найди лишний предмет, дорисуй фигуру, заполни пропуски и т. д. направлены на развитие познавательных способностей детей. Также радуют упражнения на уточнение пространственных представлений, на развитие мелкой моторики рук.
Покажем это на примере конкретного занятия
Тема: «Звуки [К, К'], буква К, К'»
Цели:
1. Познакомить детей с буквой К, К'.
2. Развивать фонематический слух путём различия на слух звуков в словах, учить определять место звука в словах; развивать мелкую моторику рук.
3. Формировать умение детей давать полные ответы на вопросы и задавать их; формировать умение воспринимать инструкцию и действовать в соответствии с поставленной задачей.
4. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам других детей.
Предварительная работа:
разучивание песенки "Поезд" и физкультминутки "Мышка – чистюля", проведение серии занятий в гости к Лесовичку, придумывание слов на определенный звук.
Оборудование:
кукла Лесовичок, шишки, крышки, палочки, рабочие тетради по математике " Готовимся к школе" (автор Н.Б. Истомина), цветные и простые карандаши, ластик, демонстрационные картинки изображением кота, капусты, кита.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Лесовика. Он нас приглашает в свою лесную школу. Вы согласны принять его приглашение ?
Дети: Да, согласны.
В.: А на чём мы отправимся?
Д.: На самолете, на машине, на поезде.
В.: Как всё это назвать одним словом?
Д.: Транспорт.
В.: Я предлагаю отправиться на поезде под весёлую песню:
Дети встают друг за другом, образуя поезд. Выбирают машиниста. Он даёт гудок к отправлению. Поезд отправляется под весёлую песню:
Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят
Чу-чу-чу /2р. Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повёз.
Но вот остановка, смелей выходи,
Удачу, смекалку с собою бери. Воспитатель предлагает в лесу взяться за руки и идти цепочкой по тропинке. В лесу
они находят домик Лесовика, стучаться. Лесовичок приветствует ребят и приглашает ребят сесть за столы.
Лесовик: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с новой буквой, а какой вы сейчас узнаете.
Лесовичок вывешивает на доске картинки: кот, капуста, кит. Дети произносят слова, обозначающие эти рисунки и выявляют общий звук [К][К']. Лесовичок показывает букву, обозначающие эти звуки - К. К'. Дети дают характеристику букве К.
Лесовик предлагает рассмотреть эту букву и определить на что она похожа, затем её раскрашивают.
Лесовичок предлагает ребятам физ. минутки
«Мышка-чистюля»
Мышка мылом мыла лапку
Каждый пальчик по порядку
Вот намылила большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла и указку,
Смыв с него и грязь, и краску
Средний мылила усердно,
Самый грязный был наверно.
Безымянный тёрла пастой,
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла
Очень он боялся мыла. Чтение слов в тетради.
Лесовик предлагает выложить букву из шишек, крышек, палочек. Учимся писать букву К сначала на доске, затем в тетради.
Л.: Ну вот и всё, наш урок окончился.
Надеюсь, что вы приедете ко мне ещё раз.
Ребята прощаются с Лесовиком и отправляются на поезде домой.
Итог.
В.: Ребята, понравилось вам у Лесовика в гостях ? Что нового вы узнали ?
По собственному опыту могу сказать, подобранный учебно – игровой материал в тетрадях понятен и доступен каждому ребенку, побуждает дополнительные эмоции, вызывает желание выполнить задание, служит адаптацией к новым условиям обучения. Веселые рисунки, игровые упражнения на каждом занятии делают обучение ориентированным на дошкольника. Ничего не заучивая, а только выполняя интересные задания, ребенок овладевает чтением, накапливает математические знания, свободно ориентируется в пространстве, умеет логически мыслить, развивает мелкую моторику рук. Также эти тетради облегчают труд воспитателя при подготовке к занятию, экономят его время.